В чем прелесть старых фотографий?
Они возвращают время вспять…
 
Черно-белые или цветные, старые или современные… У каждой есть свои достоинства и даже преимущества. Спорить бесполезно и бессмысленно. Это дело вкуса. Но все-таки хочется несколько слов сказать о несомненной ценности старых фотографий.
 
Всегда интересно посмотреть, как жили люди 50 или 100 лет назад. Смотришь на лица людей, запечатленных на ретро-фотографиях и думаешь: «Ведь они тоже, как мы, когда-то жили, творили, любили, делали для нас историю». Ну а если речь заходит об известных событиях или выдающихся личностях, то такие снимки вызывают не только праздный интерес, но и исторический и научный. 
 
Все мы слышали о выдающемся русском оперном певце Федоре Шаляпине, некоторые видели его живописный портрет, написанный Борисом Кустодиевым, но мало кто из современников может сказать, что видел его в невероятно экспрессивном образе Олоферна в опере «Юдифь» или в роли царя Бориса Годунова. 
 
IMG 0197
Федор Иванович Шаляпин в сценическом костюме Олоферна к опере А.Н. Серова "Юдифь" 
В. Чеховский, Москва, 1900 г.
 
 
А сколько споров вызвал нашумевший фильм «Матильда». И не зная, как выглядит главная героиня в реальности, представляешь себе этакую роковую красавицу-сердцеедку. Но вглядываясь в фотографии Матильды Ксешинской, сделанные почти сто лет назад, понимаешь, что не внешние данные покорили цесаревича.
 
IMG 0200
 Матильда Феликсовна Кшесинская в сценическом костюме Пахиты к одноименному балету Э. Дельдевеза
«Фотография Императорских театров», Санкт-Петербург,1894-1895 г.г.

Немногие вспомнят, как выглядела королева экрана, звезда немого кино Вера Холодная, которая прожила очень короткую человеческую и кинематографическую жизнь, но оставила после себя восемьдесят фильмов, всемирную славу и вечную память о женщине с печальными глазами и лицом небывалой красоты. 

IMG 0198
Вера Васильевна Холодная
М.Сахаров и П. Орлов, 1916 г.
 
И здесь старинные снимки, сделанные не просто фотографом, а Художником смогут отмотать время назад и, как на машине времени, перенести нас в эпоху расцвета русского искусства. Сколько образов, ролей, сценических костюмов, известных и забытых лиц можно увидеть благодаря фотографиям, сделанным в эпоху дагерротипа. Вот уже рождается желание услышать всемирно известные оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», испытываешь сожаление от невозможности увидеть все своими глазами.
 
 
IMG 0199
Елизавета Тимофеевна Добужинская (в девичестве Софийская) в сценическом костюме Вани в опере М.И. Глинки «Жизнь за царя»
В.А. Гисси, Казань, 1878-1879 г.г.
 
Появляется интерес больше узнать о людях, стране и времени, в котором они жили. Поэтому старые фотографии привлекательны прежде всего своей исторической ценностью, как отпечаток бесконечных граней ушедшей эпохи.
 
Монохромные снимки полны очарования и таинственности. Этакий эффект недосказанности достигается использованием оттенков только двух цветов. Многообразие теней и некоторая размытость фона, надписи, сделанные свободным росчерком пера, только усиливают этот эффект. А невероятно красивый шрифт, которым написано название фотоателье и имя мастера, приближают старые фотографии к произведениям искусства.
 
IMG 0194

У старой фотографии есть свое обаяние, ее окружает особая атмосфера или, как сказал бы В. Беньямин, «аура». Не верите? Приходите на выставку Театральная фотография начала XX века в Сургутский художественный музей и сами все поймете.
 
Прокопенко Юлия Сергеевна, научный сотрудник СХМ
 
новая афиша




Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения и видео Показать изображения и видео Обычная версия