Изобразительное искусство Советского периода в жизни нашей страны зачастую охватывается одним термином - «Соцреализм», хотя это не вполне отражает реальное положение вещей.
Музейное собрание произведений изобразительного искусства периода создания с 1920-х по 1990-е годы ХХ века позволяет говорить об условном делении его на три основных периода, различие которых обусловлено общественно-политическими процессами в жизни страны.
Период с 1920 по 1932 год характеризуется большим количеством разнообразных творческих направлений, групп и объединений художников-авангардистов революционного времени и художниками дореволюционной формации, ищущими новые пути творческого развития, таких как: «УНОВИС», «ЛЕФ», «ОСТ», «Маковец», «Круг художников», «АХРР» - все они конкурировали за право быть главным искусством современности. АХРР в этой борьбе победил, потому что его эстетика отвечала и вкусам власти, и массовому вкусу. Живопись, которая просто иллюстрирует и протоколирует сюжеты действительности, всем понятна. К этому периоду можно отнести произведения «Первый трактор», «Куры» Л.В. Туржанского, «Старый двор. Литва» М.В. Добужинского из фондов СХМ.
Естественно, что после принудительного роспуска всех художественных группировок в 1932 году эта эстетика сделалась основой социалистического реализма — обязательного к исполнению. В 1932 году ЦК ВКП(б) своим постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» все эти организации запретит, а вместо них создаст единый Союз художников. Таким образом с 1932 по 1957 был выбран вполне определенный, утвержденный как единственно верный и политически выверенный способ изображения советской действительности, характеризующий растянувшийся на два с лишним десятилетия «имперский» период истории советского искусства, получивший название «социалистический реализм», с его господством тоталитарной идеологии.
Основные черты стиля:1. Искусство соцреализма любит изобилие — всего должно быть много, потому что изобилие — это радость, полнота и исполнение чаяний советских людей.2. Соцреалистический пейзаж масштабен — как величественный фон или панорама, где Сталин как бы незримо присутствует. Важно, что пейзажные композиции — не устремленная вертикаль, не динамически активная диагональ, а горизонтальная или квадратная статика. Очень популярны гиперболизированные индустриальные пейзажи — стройки-гиганты. Например, Родина строит Магнитку, Днепрогэс, заводы, фабрики, электростанции и так далее. Гигантизм, пафос количества — очень важная черта соцреализма. Она не формулируется напрямую, но проявляется не только на уровне выбора темы, но и в том, как все нарисовано: изобразительная фактура заметно тяжелеет и уплотняется. Примером в собрании СХМ могут служить произведения И.Л. Каца: «Ленинград - город военно-морской славы», «Здесь пройдет новая магистраль», «У Каменного моста».
3. В соцреализме жестко выстроена иерархия живописных жанров. На ее вершине — так называемая тематическая картина. Это изобразительный рассказ с правильно расставленными акцентами. Сюжет имеет отношение к современности — а если не к современности, то к тем ситуациям прошлого, которые нам эту прекрасную современность обещают. Как и было сказано в определении соцреализма: действительность в ее революционном развитии. В такой картине часто присутствует конфликт сил — но какая из сил правая, демонстрируется недвусмысленно.4. Тенденция к монументализации. Портреты рассматриваются как способ восславить выдающихся людей, которые своим трудом заслужили право на портретирование. Монументальность распространяется даже на натюрморты. И называются они, например у того же Машкова, эпически — «Снедь московская» или «Советские хлебы». Пример из собрания СХМ: «Флоксы», «Натюрморт с белой скатертью» Н.И. Осенева.
Поздний соцреализм 1950-х.Сталина — цементирующей фигуры стиля — уже нет в живых; его бывшие подчиненные пребывают в растерянности — словом, кончилась эпоха. И в 1950–60-е годы соцреализм хочет быть соцреализмом с человеческим лицом. Это все еще соцреализм, это понятный и подробный рассказ — но мысль государственная, которая была в основе всех рассказов раньше, перевоплощается в мысль семейную и меняется интонация. Соцреализм становится более камерным, теперь он про жизнь простых людей. Сюда можно отнести произведения: Е.П. Антиповой «Цветущий персик» (1962), В.К. Тетерина «Отдых в саду», «Оливы», «Никитский монастырь. Памятник XVI века», В.А. Прибыловского, Н.И. Обрыньбы «Оксане четырнадцать лет. Новое платье», Г.С. Райшева «Портрет Саши Зыкова», «Глухарка», Н.В. Синицына «Художник В.Д. Фалилеев. Изгнанный из России революцией в искусстве» (1950-1959), А.Е. Лопухина «Цветы на окне. Крым» (1953). Здесь присутствуют и назидательность, и дидактичность, и сентиментальность — это такой соцреалистический мещанский стиль. И это — лебединая песня соцреализма. Как большой стиль он доживет до конца Советского Союза — и даже переживет его, но это уже будет существование по инерции. В 1960-е годы тоталитарную утопию в живописи потеснят новые стилистические направления и новые художники.
Увидеть подлинники представленной коллекции можно на выставке советского искусства «Искусство принадлежит народу!» до 24 февраля 2019 года.