Изобразительное искусство Советского периода в жизни нашей страны зачастую охватывается одним термином - «Соцреализм», хотя это не вполне отражает реальное положение вещей.

Музейное собрание произведений изобразительного искусства периода создания с 1920-х по 1990-е годы ХХ века позволяет говорить об условном делении его на три основных периода, различие которых обусловлено общественно-политическими процессами в жизни страны.

Период с 1920 по 1932 год характеризуется большим количеством разнообразных творческих направлений, групп и объединений художников-авангардистов революционного времени и художниками дореволюционной формации, ищущими новые пути творческого развития, таких как: «УНОВИС», «ЛЕФ», «ОСТ», «Маковец», «Круг художников», «АХРР» - все они конкурировали за право быть главным искусством современности. АХРР в этой борьбе победил, потому что его эстетика отвечала и вкусам власти, и массовому вкусу. Живопись, которая просто иллюстрирует и протоколирует сюжеты действительности, всем понятна. К этому периоду можно отнести произведения «Первый трактор», «Куры» Л.В. Туржанского, «Старый двор. Литва» М.В. Добужинского из фондов СХМ.

Естественно, что после принудительного роспуска всех художественных группировок в 1932 году эта эстетика сделалась основой социалистического реализма — обязательного к исполнению. В 1932 году ЦК ВКП(б) своим постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» все эти организации запретит, а вместо них создаст единый Союз художников. Таким образом с 1932 по 1957 был выбран вполне определенный, утвержденный как единственно верный и политически выверенный способ изображения советской действительности, характеризующий растянувшийся на два с лишним десятилетия «имперский» период истории советского искусства, получивший название «социалистический реализм», с его господством тоталитарной идеологии.

Основные черты стиля:
1. Искусство соцреализма любит изобилие — всего должно быть много, потому что изобилие — это радость, полнота и исполнение чаяний советских людей.

2. Соцреалистический пейзаж масштабен — как величественный фон или панорама, где Сталин как бы незримо присутствует. Важно, что пейзажные композиции — не устремленная вертикаль, не динамически активная диагональ, а горизонтальная или квадратная статика. Очень популярны гиперболизированные индустриальные пейзажи — стройки-гиганты. Например, Родина строит Магнитку, Днепрогэс, заводы, фабрики, электростанции и так далее. Гигантизм, пафос количества — очень важная черта соцреализма. Она не формулируется напрямую, но проявляется не только на уровне выбора темы, но и в том, как все нарисовано: изобразительная фактура заметно тяжелеет и уплотняется. Примером в собрании СХМ могут служить произведения И.Л. Каца: «Ленинград - город военно-морской славы», «Здесь пройдет новая магистраль», «У Каменного моста».

3. В соцреализме жестко выстроена иерархия живописных жанров. На ее вершине — так называемая тематическая картина. Это изобразительный рассказ с правильно расставленными акцентами. Сюжет имеет отношение к современности — а если не к современности, то к тем ситуациям прошлого, которые нам эту прекрасную современность обещают. Как и было сказано в определении соцреализма: действительность в ее революционном развитии. В такой картине часто присутствует конфликт сил — но какая из сил правая, демонстрируется недвусмысленно.

4. Тенденция к монументализации. Портреты рассматриваются как способ восславить выдающихся людей, которые своим трудом заслужили право на портретирование. Монументальность распространяется даже на натюрморты. И называются они, например у того же Машкова, эпически — «Снедь московская» или «Советские хлебы». Пример из собрания СХМ: «Флоксы», «Натюрморт с белой скатертью» Н.И. Осенева.



5.
Приветствуется все тяжелое, солидное, появляется мотив «большой фигуры» — такие женские божества, олицетворяющие земную мощь и силу созидания... сама живопись становится грузной, густой.

Поздний соцреализм 1950-х.
Сталина — цементирующей фигуры стиля — уже нет в живых; его бывшие подчиненные пребывают в растерянности — словом, кончилась эпоха. И в 1950–60-е годы соцреализм хочет быть соцреализмом с человеческим лицом. Это все еще соцреализм, это понятный и подробный рассказ — но мысль государственная, которая была в основе всех рассказов раньше, перевоплощается в мысль семейную и меняется интонация. Соцреализм становится более камерным, теперь он про жизнь простых людей. Сюда можно отнести произведения: Е.П. Антиповой «Цветущий персик» (1962), В.К. Тетерина «Отдых в саду», «Оливы», «Никитский монастырь. Памятник XVI века», В.А. Прибыловского, Н.И. Обрыньбы «Оксане четырнадцать лет. Новое платье», Г.С. Райшева «Портрет Саши Зыкова», «Глухарка», Н.В. Синицына «Художник В.Д. Фалилеев. Изгнанный из России революцией в искусстве» (1950-1959), А.Е. Лопухина «Цветы на окне. Крым» (1953). Здесь присутствуют и назидательность, и дидактичность, и сентиментальность — это такой соцреалистический мещанский стиль. И это — лебединая песня соцреализма. Как большой стиль он доживет до конца Советского Союза — и даже переживет его, но это уже будет существование по инерции. В 1960-е годы тоталитарную утопию в живописи потеснят новые стилистические направления и новые художники.



Остается добавить, что группировки и движения, сколь бы ни были они важны для представления об историко-художественных процессах 20 века, не дают еще исчерпывающего представления о самом искусстве и о его мастерах. Многие художники проходят сквозь те или иные течения, прямо или косвенно преломляя их доктрины. Настойчивые поиски художником гуманистических ценностей могли составить суть его творческого пути, превышающую значение иной из таких доктрин, а созданное им произведение или их серия — проникнуться столь глубокой идеей, извлеченной из самого существа действительности, содержать в себе такое открытие, что все перипетии творческой биографии его автора, его блуждания между направлениями и течениями будут выглядеть суетными хлопотами, мало относящимися к природе и смыслу художественного творчества. Забвение этого немаловажного обстоятельства ведет к серьезным потерям.

 

Увидеть подлинники представленной коллекции можно на выставке советского искусства «Искусство принадлежит народу!» до 24 февраля 2019 года.

 

Афиша Искусство народу

 





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения Показать изображения Обычная версия