Театральный художник – это не просто профессия, а особое состояние души и склад ума. Анатолий Курников считал себя театральным художником. «Хороший театральный художник должен не только чувствовать пространство, но и создавать образы. Он связан со многими направлениями искусства – скульптурой, графикой, дизайном интерьера», – говорил в одном из своих интервью Анатолий Александрович. Театральная тема прослеживается во многих его произведениях. Работы предстают готовыми декорациями, а персонажи – актерами. Различные оттенки цветов и техника исполнения придают произведениям насыщенность и яркость. Общий настрой работ предлагает зрителю окунуться в эмоциональный мир художника и взглянуть часто на знакомые вещи под другим углом. Персонажи и обстановка должны показывать эмоции зрителю и быть понятны без лишних слов.
Первой профессиональной театральной работой А. Курникова стал эскиз к спектаклю А.П. Чехова «Вишневый сад». Работа представляет собой композицию, построенную по принципу «разомкнутого» пространства, соединяя в ней экстерьерное пространство (вишневый сад) и интерьерное пространство усадьбы. Как и А.П. Чехов, Анатолий Курников центральным героем сделал не образ человека, а окружающую обстановку. Человек ничтожно мал в этом пространстве. Он даже не важен для зрителя. Важна обстановка, где все происходит. Композиция представляет просторную и светлую комнату усадьбы без потолка, с большими окнами. От легкого дуновения ветра колышутся тонкие невесомые занавески на окнах. Через проемы окон и потолка тянутся цветущие ветви вишни. Ветви деревьев вносят особое лирическое настроение. В комнате предметы создают иллюзию спешки и опустения. Очень тонкая по колориту работа. Нежные пастельно-сиреневые, синие и золотистые тона дополняют и подчеркивают друг друга.

1

Вишневый сад. Эскиз декорации к спектаклю.1997. Картон, ДВП, темпера, пастель


Бессмертная трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта» до сих пор вызывает трепет и восторг, заставляет задуматься о вечном смысле любви. Не смог театральный художник пройти мимо этого произведения. У Анатолия Курникова действующей сценой стала оживленная улица итальянского городка Верона. Все персонажи картины похожи на актеров, которые замерли в ожидании появления зрителя, чтобы начать театральное представление. Они готовы рассказать свою версию знаменитой трагедии. Полотно похоже на сценическое, но иное, предлагающее зрителю прочувствовать затронутую искусством художника историю, исследовать авторский замысел, усвоить для себя его смысл. Картина написана сочными цветами, построенными на контрастах ярких и темных тонов, что вносит некоторый трагизм в образы.

3

Ромео и Джульетта. 1997. Холст, оргалит, масло, пастель


Ещё одним произведением, которое оставило неизгладимый след в душе художника, стала сказка «Маленький принц». Произведение Антуана де Сент-Экзюпери со своим глубоким смыслом и вечными проблемами вдохновило Анатолия Александровича. Он изобразил героя книги как актера на театральных подмостках. На фоне золотисто-розовых пастельных полос сквозь парящие сферы проступает фигура главного персонажа картины. Его бледное лицо с большими глазами контрастно выделяется на фоне яркого костюма. Глубокой печалью и мудростью наполнен взгляд этого взрослого ребенка. Чем дольше смотришь на картину, в глаза ребенка, тем острее воспринимается образ. Художник заставляет вспомнить сказку и задуматься о милосердии и ответственности.

2

Маленький принц. 1997. Картон, ДВП, темпера, пастель


В работах художника нет случайных деталей и цвета. Декоративные элементы в картине несут в себе смысловую нагрузку и позволяют более полно погрузиться в сюжет работы. Колористический дар, неизменная культура цвета, свободное владение живописно-декоративной формой позволяли Курникову с обманчивой легкостью и непринужденностью творить, импровизируя буквально на лету, романтично и трогательно воплощать свои художественные замыслы, вызывающие и сегодня неподдельный интерес у зрителей.





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения Показать изображения Обычная версия