«У каждой страны есть художник, чьё имя становится воплощением национальных традиций. Для Испании – это Веласкес, для Германии – Дюрер, для Англии – Гейнсборо. Художественным символом Армении был и остаётся Мартирос Сарьян, огромное наследие которого объединяет глубокая философская мысль и радостное миросозерцание». 
В.И. Раздольская
 
Один из крупнейших мастеров искусства ХХ столетия Мартирос Сергеевич Сарьян (1880-1972) – современник нескольких эпох, создавший более трёх тысяч произведений живописи, графики, театрально-декорационного искусства, которые объединяет глубокая философская радость жизни, верность многовековым народным традициям, виртуозное самобытное мастерство. 
 
В коллекции Сургутского художественного музея находится одна из работ восточного цикла художника «В Константинополе», выполненная в 1911 году. Картины Мартироса Сарьяна, написанные в 1910-х годах, когда живописец путешествовал по странам Среднего Востока, стали вершиной творчества художника. Именно в них его стиль, сформировавшийся ещё в 1909 году, обрёл классическую законченность и совершенство.
 
446774М.С. Сарьян. "В Константинополе". 1911 год.
 
Воспоминания художника дают представление о том остром интересе, который рождали в нём новые страны, природа и памятники, но главное – жизнь улиц, её ритм, её красочность, суета базаров, великолепие цветов и плодов. Его зоркий взгляд умел уловить неповторимое своеобразие, пластическую и живописную красоту самых незначительных мотивов, и они становились поводом для создания шедевров. Сарьян писал непосредственно с натуры, но в Константинополе, да и в последующих своих поездках, бродя по городу, делал эскизы или карандашные наброски, а в мастерской писал по памяти, сохраняя самое главное из увиденного, без случайных деталей и мелочей. В своей работе «В Константинополе» Сарьян использует уже знакомую зрителю технику крупных продольных мазков. Он как бы рисует цветом, объединяя в одном движении кисти рисунок и живопись. Мазки наложены то параллельно, то расходятся веером, то сливаются в пятна. С помощью цвета художнику удалось так остро передать ощущение зноя, испепеляющую силу южного солнца, овладевшего узким пространством улицы, по которой движется восточная девушка, а чуть дальше, вдоль стены – торопливо шагающая собака, вольная обитательница константинопольских улиц. Отношение звонко-оранжевых оттенков земли, стен и глубокой синевы неба воспринимается как эквивалент иссушающего зноя. Но даже эта выжженная земля способна давать и поддерживать жизнь. Дерево, фигуры людей и животных – это знаки неистребимой, плодоносной силы природы. Такое чувство жизни, раскрытое в самых различных вариантах и оттенках, составляет лирическую основу большинства полотен того периода.
 
Виртуозное и самобытное мастерство Сарьяна соединило в себе особенности восточной культуры и то лучшее, что было накоплено в русском и западноевропейском искусстве. Он не просто великий армянский художник и национальный поэт родной земли, это сильный и тонкий мастер, занявший выдающееся место среди немногих подлинных художников первой половины ХХ века.  
 




Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения Показать изображения Обычная версия