Тобольск – древний сибирский город. В этих местах издревле умели работать с костью, что не случайно – берега северных рек таят большое количество мамонтовых бивней.
Уже во второй половине XIX века в Тобольске сложился полноценный косторезный промысел. Местные резчики обладали завидной фантазией и разнообразием техники обработки кости. Со временем Тобольскую резную кость стали продавали по всей стране. Это были функциональные вещи (веера, шпильки, чернильные приборы). Из кости выполнялись скульптуры местных жителей в традиционных одеяниях, на санях, с собаками, медведями и северными оленями.
Вариантов сюжетов не так и много, но мастера всегда ищут новое. Порой даже сам материал – мамонтовая кость подсказывает мастерам тему для изображения. Мамонт один из самых загадочных зверей, живших на нашей планете. У сибирских народов сохраняется предание, что мамонт – это чудовище, в которое превращается самая старая щука. В мифах и легендах народов Русского Севера (коми, угров, ненцев, ханты, манси и т.д.) мамонта называли «земляным оленем», «земляным кротом», «подземным чертом», который из одной реки в другую переходит только под землей. Среди русских крестьян, проживающих в Сибири, также существовали поверья, что мамонт – подземное животное. Поэтому неудивительно, что мастера изображают древних гигантов в нижней части своих работ.
Подобно тому, как в представлении древних людей Земля держится на слонах, так и в скульптурной композиции «Земля Тюменская» этих реликтовых животных можно увидеть, только заглянув под скульптуру. А в композиции «Легенды Севера» именно на шкуре мамонта держится все изображение.

1

Изображение работ художников

Тимергазеев М.В., Тимергазеев С.М., Вишнякова И.В., Широких А.П. Земля Тюменская. 2016 г., рог лося, дерево, резьба, гравировка, тонирование

2

Кульмаметьев М.А.Легенды Севера. 2018 г., рог лося, резьба, гравировка

Отдельного внимания заслуживают самостоятельные скульптурные изображения мамонтов. Каждый художник изображает их по-своему, но есть и общие изобразительные черты. Например, хобот чаще всего опущен вниз, за головой мамонта изображается горб, «шерстистость» показывают с насечками и волнообразными линиями. Несмотря на то что резчики выполняют скульптуры небольшого размера, мастера, используя прием контраста, предлагают оценить размеры этого доисторического зверя. Например, С.М. Тимергазеев в скульптуре «Мамонт – гора» изобразил упряжку, запряженную собаками, которая резво и весело бежит по спине великана. А в композиции Кугаевского А.П. «Косторезы» показаны мастера, распиливающие огромный бивень мамонта.

IMG 1371
Тимергазеев С.М. Мамонт - гора. 2016. Рог лосиный, кость мамонта, цевка, резьба (коллекция СХМ)

4

Кугаевский А.П. Косторезы. 2000 г. Рог лосиный, резьба, монтирование (коллекция СХМ)

На выставке «Минсалим и мастера» можно увидеть не только скульптуры мамонтов, но и героев легенд, сказок, мифов. И все они настолько искусно и виртуозно выполнены, что способны с восхитить даже самого требовательного зрителя.
Приглашаем Вас на выставку «Минсалим и Мастера» в Сургутский художественный музей.

 





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения Показать изображения Обычная версия