И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
 
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
Александр Блок
 
Именно эти строки из стихотворения Александра Блока «Незнакомка» невольно вспоминаются при первом знакомстве с произведением художника Михаила Ксенофонтовича Соколова, на котором изображена молодая женщина. Лицо женщины скрыто в тени от полей шляпки и легкой ткани вуали. Это привносит налёт таинственности образу, как бы намекая на то, что женщина хочет сохранить свое инкогнито. Не случайно название работы обезличено. Перед нами, возможно, близкая знакомая художника или даже супруга, чьи портреты он часто рисовал. Но художник не стремится представить ее зрителю. Он оставляет нам возможность самим раскрыть тайну загадочной молодой дамы в старомодном платье конца XIX века, обязательным аксессуаром для которого в то время был веер. Возможно, дама дает нам подсказки, которые помогут раскрыть её тайну, но мы давно уже утратили способность понимать «язык веера», с помощью которого женщины прошлых столетий могли общаться, не произнося ни слова. 
 
Соколов
Портрет незнакомки /Женщина в шляпе/. 1930 год. Тушь, перо
 
Рисунок выполнен тушью черного цвета на бумаге, слегка окрашенной в коричневый цвет. Лёгкими, местами витиеватыми линиями и заливами различных тонов черного художник передает воздушность и некую эфемерность молодой женщины. Не прорисовывая детально каждый элемент костюма и аксессуаров, он делает акцент на лицо и головной убор с вуалью. Дама смотрит в глаза зрителю и дает ему возможность самому ответить на все немые вопросы, оставленные художником Михаилом Соколовым, главным из которых остается вопрос, почему художник не поддался требованиям времени, когда образ советской женщины в 20-30-годы ХХ века в изобразительном искусстве должен был отражать социально-политическую ситуацию в молодой советской республике. Кругом комсомолки, спортсменки и колхозницы, а Михаил Соколов создает более пятисот портретов таинственных незнакомок, в роли которых выступают его жена, ученицы, почитательницы. Он сам проектирует им невиданные платья, а те, как настоящие Маргариты из произведения Михаила Булгакова, сохраняют сквозь историческую непогоду его творческое наследие. 
 
О художнике: 
Михаил Ксенофонтович Соколов (1885-1947) принадлежал к поколению тех художников, чей творческий путь начинался в начале XX века. Среди современников он держался обособленно. Ни до, ни после революции 1917 года не был членом художественных объединений, в искусстве стремился найти собственный путь, следуя своим идеалам. 
В истории искусства сохранился как отдельная художественная "единица", и притом весьма значительная: Соколов широко известен в кругах знатоков и коллекционеров как один из наиболее виртуозных рисовальщиков и значительных книжных иллюстраторов своего времени. Одними из самых известных циклов стали «Дамы» и «Женские портреты».




Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения Показать изображения Обычная версия