19 августа в России Яблочный Спас. И это повод поговорить о яблоках в изобразительном искусстве. Но для начала вспомним о яблоках в религиозном контексте.
Яблочный Спас – народное название праздника Преображения Господня. Прежде всего, Яблочный Спас означает наступление осени, преображение природы и сбор урожая.
А почему же яблочный?!
Согласна, картофельный или огуречный звучит нелепо, но дело даже не в созвучии слов. Считается, что на небе ангелы раздают гостинца – райские яблоки, отсюда и «яблочное» название праздника.
Но какова же роль яблока в искусстве?!
В Европейском средневековом искусстве яблоко считалось плодом с древа познания Добра и Зла, поэтому его изображение было крайне распространено, а грехопадение - одно из самых популярных сюжетов средневековой живописи.
Позднее, в эпоху Возрождения, стали популярны живописные сюжеты на античные мотивы с яблоком — суд Париса и двенадцатый подвиг Геракла — «яблоки Гесперид».
«Яблочная тематика» вдохновляла и продолжает вдохновлять художников разных эпох, видов и жанров искусства. Невольно вспоминается фраза знаменитого художника XX века Поля Сезанна: «Дайте мне яблоко, и я изумлю Париж!»
Изумиться произведениями, пронизанными яблочным вдохновением мастера можно в нашем музее, познакомившись с работами художников Кузьмы Петрова-Водкина, Олега Дергачева и Светланы Пеуры.
Так в скульптурных работах «Путник» и «Яблоко» О. Дергачева, яблоко, вылитое из бронзы, выступает либо в роли опоры, либо как центр композиции, вокруг которой вертится весь замысел произведения. Всем те, кому не чужды философские рассуждения, обязательно найдут тему для дискуссии о символическом назначении яблок в данных изваяниях.
Еще одним интересным экспонатом из фондов декоративно-прикладного искусства СХМ является кукла «Матильда в яблоках», выполненная художницей из Финлядии С.Пеурой. Глядя на розовощекую, фарфоровую девочку сразу возникают вопросы: почему лежит; и почему в яблоках?! И здесь художник дает волю воображению зрителя.
Завершить «яблочный» экскурс по собранию нашего музея хотелось бы уникальной работой «Ветка Яблони», написанной в 1922 году великим русским живописцем К. Петровым-Водкиным. Яркие насыщенные цвета, с преобладанием красного, в сочетании с ломаными линиями драпировки скатерти делают работу экспрессивной, кричащей. А использование сферической перспективы позволяет зрителю погрузиться в мир произведения, опираясь на собственные фантазии: то ли это красная скатерть на столе, где небрежно оставлена ветка яблони, то ли поднос с красной скатертью, кочуя по воде, зацепился за ветви яблоневого дерева...»
Ох, уж эти загадочные яблоки!
Екатерина Лосевазаведующий отдела по учету и хранению фондов СХМ