Мы продолжаем знакомить Вас с произведениями известных русских художников из нашего собрания, которые были подарены нам в разные годы. Мы уже писали о первых дарах, положивших начало нашему собранию, графических произведениях знаменитых русских художников Л.Ф. Лагорио (1826–1905) и Е.Е. Лансере (1875–1946). Сегодня речь пойдет картине Н.Н. Сапунова «Портрет мулатки», подаренной музею в 1996 году торговой компанией «Алекс» и Аккобанком. Поистине бесценный подарок!

112сапуновСапунов Николай Николаевич (1880–1912) — русский художник, представитель символизма, один из значительных живописцев круга «Голубая роза», театральный художник. В его творчестве нашла отражение вся острая проблематика искусства переходного времени рубежа XIX и XX веков, в котором сосуществовали глубокая связь с традициями и смелое их отрицание, болезненная рефлексия и возвышенная романтика, жажда красоты и гармонии и острый гротеск, в его работах воплощен пульс времени.

Неординарность личности художника проявилась во всем творчестве художника, в том числе и в портретах. Среди его работ в этом жанре есть характерные образцы портретов экспрессивного характера, проникнутые яркой эмоцией. Один из таких портретов находится в собрании нашего музея — «Портрет мулатки («Негритянки»)» (1911). Это портрет артистки-мулатки, выступавшей на петербургской эстраде в 1911–1912 гг. Сапунов был ею увлечен: об этом свидетельствуют не только его друзья, но и тот факт, что мулатку он писал четыре раза. Один из этих портретов хранится в собрании известного историка В.Н. Виноградова (1925-2017). Наша «мулатка» происходит из собрания знаменитой балерины Е.В. Гельцер (1876-1962). Судьба двух других портретов неизвестна.

 

 

ж-32

На портрете грациозно сидящая мулатка: в концертном платье, с большим декольте, с характерной улыбкой на изысканно-томном лице, изображенная у туалетного столика, полна экспрессии, что достигается смелой, сочной динамикой мазка и диагональю композиции. И неспроста выбрана экзотическая внешность портретируемой — как символ недосягаемого, непознанного мира. Нежнейшая гамма синих, бледно-зеленых и коричневых тонов, в которых выдержано все произведение, и нарочито красная ткань пуфа на переднем плане — все говорит, что мастер остается верен себе, погружая все в радужную влагу чувственного осязания цвета.

Картина была отреставрирована специалистами Московского всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря.
Сегодня портрет можно увидеть на выставке «Русское изобразительное искусство конца XIX – начала XX века».





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения Показать изображения Обычная версия