— Любите пейзажи?
— В общем, да. С ними меньше возни, чем с портретами. Дерево не пожалуется, что его плохо нарисовали.
Уинстон Черчиль

Пейзажист может работать спокойно – природа никогда не настаивает на сходстве.
Рамон Гомес де ла Серна (1888 – 1963), испанский писатель

Пейзаж многогранен, богат разновидностями: сельский, городской, морской, архитектурный, лирический - и это не полный список. Он очень любим художниками и понятен простым людям. Несмотря на относительно молодой возраст, этот жанр до сих пор является благодатной почвой для экспериментов, самовыражения и совершенствования изобразительных техник художников как начинающих, так и имеющих богатый творческий опыт.

Огромное количество раз пейзаж был написан маслом. Это самая популярная техника живописи, которая дает мастеру безграничное число способов изображения окружающего мира. Например, если рассмотреть городской пейзаж «Верхняя Радищевская улица» Кожина С.Л, то можно увидеть, насколько многогранна масляная живопись. Здесь гладкое письмо сочетается с энергичным мазком и по манере написания напоминает живопись импрессионистов.

С.Л.Кожин Верхняя Радищевская улица ночью 2012С.Л. Кожин. "Верхняя Радищевская улица ночью" 2012

Если рассмотреть живописную работу Осенева Н.И. «Франция. Овер-город», изображающую убегающую вглубь полотна дорогу, желтое поле, архитектуру небольшого городка, который был излюбленным местом многих художников XIX века, то можно предположить, что эти художники не ставили целью изобразить сам город, скорее это было желание оставить в памяти впечатление от увиденного.

Н.И.Осенев Франция. Овер-город 1940Н.И. Осенев. "Франция. Овер-город" 1940

Даже такое явление природы, как снег, мастера пейзажной живописи изображают по-разному. Художник Матевосян В. в картине «Белые деревья» кладет краску широкими, густыми мазками, что делает изображение условным, символичным, в то время как в пейзаже «Архангельская деревня» Прибыловского В.А мы видим пример традиционной реалистической живописи с тщательно прописанными мелкими деталями, снежными сугробами, санным следом и синими тенями.

В.Матевосян Белые деревья 1994В. Матевосян. "Белые деревья" 1994

А.В. Прибыловский Зимний пейзаж 1970
А.В. Прибыловский. "Зимний пейзаж" 1970

И совсем по-другому воспринимаются работы, выполненные акварелью. Эта сложная техника находится на грани двух видов изобразительного искусства: живописи и графики - и не терпит ошибок, но для тех, кто овладел ее секретами, открывается возможность передать легкие, прозрачные цветовые оттенки, как в работах Дойчер Х., Медведевой Л.Н.

Х. Дойчер 2007Х. Дойчер 2007

Л.Н.Медведева 2008
Л.Н. Медведева 2008

 Мягкие переходы и ощущение умиротворения, восхищения магической силой природы можно увидеть в акварельных пейзажах Гайнанова А.Д, «Утро», Тиунова В.И. «Снежная тропа», Луцко О.В. «Заповедное Усолье. Никольская церковь». Здесь акварель объединяет с живописью цвет, а с графикой – бумага.

А.Д.ГайнановУтро 1994А.Д. Гайнанов. "Утро" 1994

В.И.Тиунов Снежная тропа 1998
В.И.Тиунов. "Снежная тропа" 1998

О.В. Луцко Заповедное Усолье . Никольская церковвь 2016
О.В. Луцко. "Заповедное Усолье . Никольская церковь" 2016

Пейзажи «Кедры» Лозенко А.В., «Бани», «Лодка. На берегу залива» Круглова Ю.М., выполненные на бумаге соусом, пастелью, сангиной, смотрятся не менее интересно, чем живописные полотна.

А.В. Лозенко Кедры 1988А.В. Лозенко. "Кедры" 1988

Ю.М.Круглов Бани 1985
Ю.М. Круглов. "Бани" 1985

Следует сказать, что к изображению природных мотивов обращаются не только мастера живописи, графики, но художники, работающие непривычными для рисования материалами, такими как бисер. Пейзажи «Первый снег», «Внутренний дворик» сургутской художницы Паренько В.Я., выполненные в технике бисерной мозаики, относятся к декоративному искусству и не имеют аналогов в мире.

В.Я.Паренько Ранний снег 1998В.Я. Паренько. "Ранний снег" 1998

У каждого художника своя манера письма, способ исполнения. Все эти полотна и графические листы, отличающиеся искренностью и эмоциональной выразительностью, содержательностью и глубиной творческих поисков, вы можете увидеть в Сургутском художественном музее на выставке «В рамках пейзажа».

Юлия Прокопенко. Научный сотрудник СХМ





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения Показать изображения Обычная версия