12 февраля исполняется 125 лет со дня рождения прославленного графика, живописца, сценографа и педагога Анатолия Галактионовича Петрицкого (1895-1964). За свое мастерство художник был отмечен Сталинскими премиями и являлся Действительным членом Академии художеств СССР.
В собрании музея хранятся две работы Анатолия Петрицкого – эскизы костюмов «Горобец» и «Кума» (1925). Произведение «Горобец. Эскиз костюма к спектаклю "Вий"» имеет свою уникальную историю появления. В 1925 г. в Драматическом театре имени И.Я. Франко поставлен спектакль «Вий» по Н.В. Гоголю в постановке О. Вишни, в котором Анатолий Галактионович создал неожиданное и своеобразное оформление спектакля, отразившееся в эскизе костюма. Он разрушил традиции этнографического театра, превратив постановку в яркое современное зрелище.
Горобец. Эскиз костюма к спектаклю Вий.1925.Бумага, карандаш графитный, гуашь, коллаж
Кума. Эскиз костюма к опере Сорочинская ярмарка.1925.Бумага, карандаш графитный, гуашь, коллаж
Анатолий Петрицкий известен и как реформатор декорационного искусства. Это наиболее ярко проявилось в оформлении оперы М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка» в Украинской столичной опере в Харькове в 1925 г. Колоритным персонажем представлен эскиз костюма кумы. Эскиз представляет попытку найти форму и цвет, соединить народные мотивы с новыми традициями. Творческий поиск художника – так характеризуется данный период.
Художник создавал искусные коллажи, используя фрагменты бумаги разной фактуры, цвета, с изображением цветочного и этнического орнаментов, шрифтовыми элементами. Геометрические формы в эскизах рождают ощущения ритма. Ритм в композиции Анатолия Петрицкого раскрывает внутреннее звучание произведения, идейный замысел. Так несколькими формами художник создал мощный эмоциональный эффект и раскрыл подлинный дух украинского авангарда, одновременно профессионального и примитивистского, конструктивистского и орнаментального.
Авангардист, сценограф-новатор, живописец Анатолий Петрицкий буквально ворвался в украинский театр на заре его становления, в 1920-е годы, и во многом определил его феноменальный расцвет. В его работах заметен поиск идей и синтез народного творчества с современными тенденциями в искусстве. Для его эскизов костюмов и декораций, картин характерны декоративность, образность и звучность цвета. Петрицкий заложил выразительную национальную основу в оформление театров и спектаклей.