Тобольск – древний сибирский город. В этих местах издревле умели работать с костью, что не случайно – берега северных рек таят большое количество мамонтовых бивней.Уже во второй половине XIX века в Тобольске сложился полноценный косторезный промысел. Местные резчики обладали завидной фантазией и разнообразием техники обработки кости. Со временем Тобольскую резную кость стали продавали по всей стране. Это были функциональные вещи (веера, шпильки, чернильные приборы). Из кости выполнялись скульптуры местных жителей в традиционных одеяниях, на санях, с собаками, медведями и северными оленями.Вариантов сюжетов не так и много, но мастера всегда ищут новое. Порой даже сам материал – мамонтовая кость подсказывает мастерам тему для изображения. Мамонт один из самых загадочных зверей, живших на нашей планете. У сибирских народов сохраняется предание, что мамонт – это чудовище, в которое превращается самая старая щука. В мифах и легендах народов Русского Севера (коми, угров, ненцев, ханты, манси и т.д.) мамонта называли «земляным оленем», «земляным кротом», «подземным чертом», который из одной реки в другую переходит только под землей. Среди русских крестьян, проживающих в Сибири, также существовали поверья, что мамонт – подземное животное. Поэтому неудивительно, что мастера изображают древних гигантов в нижней части своих работ.Подобно тому, как в представлении древних людей Земля держится на слонах, так и в скульптурной композиции «Земля Тюменская» этих реликтовых животных можно увидеть, только заглянув под скульптуру. А в композиции «Легенды Севера» именно на шкуре мамонта держится все изображение.
Кульмаметьев М.А.Легенды Севера. 2018 г., рог лося, резьба, гравировка
Отдельного внимания заслуживают самостоятельные скульптурные изображения мамонтов. Каждый художник изображает их по-своему, но есть и общие изобразительные черты. Например, хобот чаще всего опущен вниз, за головой мамонта изображается горб, «шерстистость» показывают с насечками и волнообразными линиями. Несмотря на то что резчики выполняют скульптуры небольшого размера, мастера, используя прием контраста, предлагают оценить размеры этого доисторического зверя. Например, С.М. Тимергазеев в скульптуре «Мамонт – гора» изобразил упряжку, запряженную собаками, которая резво и весело бежит по спине великана. А в композиции Кугаевского А.П. «Косторезы» показаны мастера, распиливающие огромный бивень мамонта.
Тимергазеев С.М. Мамонт - гора. 2016. Рог лосиный, кость мамонта, цевка, резьба (коллекция СХМ)
Кугаевский А.П. Косторезы. 2000 г. Рог лосиный, резьба, монтирование (коллекция СХМ)
На выставке «Минсалим и мастера» можно увидеть не только скульптуры мамонтов, но и героев легенд, сказок, мифов. И все они настолько искусно и виртуозно выполнены, что способны с восхитить даже самого требовательного зрителя.Приглашаем Вас на выставку «Минсалим и Мастера» в Сургутский художественный музей.