Красота фарфоровой куклы вот уже третье столетие остаётся незыблемой и мистически притягательной. Она сродни идеалу, чьи каноны не меняются со временем, а, наоборот, становятся эталоном и образцом для подражания.


Благородный, изящный, дорогой и драгоценный – всё это любимый с XVIII столетия и по сей день кукольниками фарфор – уникальный материал, передающий удивительно тонкие пластические ходы, способный передавать такую нежность, хрупкость, выявлять нюансы формы, позволяющий достигать невероятного эффекта «кожи» куклы, придавая матовый оттенок, как никакой другой материал.

В коллекции художественного музея всего 12 авторских кукол из фарфора, но зато каких! Куклы тюменского мастера Татьяны Изосимовой «Ночь» и «Утро» - первые куклы в музейной коллекции. В 2012 году в коллекции музея появились куклы финских мастеров: Светланы Пеуры и Пииты Нюкопп – победителей Международных выставок и конкурсов кукольного мастерства. Пермская галерея авторской куклы представлена работой Татьяны Пономаревой.


Каждая кукла уникальна. Все наряды сшиты из натуральных тканей. Прозрачная роспись создает удивительный эффект «свечения» личика.
Не влюбиться в фарфоровую куклу невозможно...

Рождение куклы.

Самые элитные работы всегда создавались из хрупкого фарфора, демонстрируя роскошь и красоту куклы. В Европе фарфор известен с XVII века. Расцвет фарфоровой скульптуры пришёлся на 1730 – 1740-е годы. Именно мелкая пластика положила начало изготовлению фарфоровых кукол. Первые образцы даже больше относятся к скульптуре, нежели к кукле. До первых десятилетий XX века было очень популярным производство кукол сделанных полностью из фарфора. Сейчас популярна вариация, когда из фарфора изготавливают только голову, руки до локтя и ноги до колена, а для тела используют текстиль или натуральную кожу.

Самое первое в этом процессе — создание образа будущей куклы. Затем наступает момент подготовки к волшебству рождения. Первое, из чего создается фарфоровая кукла, — это мастер-модель (принято коротко называть её ММ). С готовой ММ снимаются гипсовые формы. Затем начинается процесс отливки деталей, их обработки. Каждый этап создания куклы из фарфора требует усидчивости и упорства, не всё получается с первого раза.


После изъятия отлитых частей куклы автор занимается их обработкой и детализацией. Через несколько дней начинается первый обжиг, «утильный». Производится он в течение 12-18 часов при температуре 950-1000 Сº. После первого обжига изделия приобретают прочность, их уже не так опасно дорабатывать. Затем проводят второй, основной обжиг, называют его «высокий», длится он в течение 24 часов при температуре 1220 - 1350 Сº. После него художник приступает к росписи, которая проводится в несколько этапов. Красочных обжигов может быть от двух до восьми и даже больше, в итоге краски не выгорят, не смоются, не сотрутся. Когда фарфоровые детали готовы, куклу собирают. Получается девочка в смешанной технике. Заключительным этапом создания фарфоровой куклы является проработка образа, создание наряда, обуви, аксессуаров, прически.


Сургутский художественный музей благодарит за предоставленные фотоматериалы художника кукольника Тони Надточий и автора фотографий Александру Елагину (Санкт-Петербург).

https://tonynadtochiy.com/





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения Показать изображения Обычная версия