Бронзовая скульптура... Красота и изысканность, брутальность и утонченность... Неумолимое ко всем материалам время бронзе идет только на пользу. С годами она становится еще красивее и дороже.
В период бронзового века (III-II тысячелетие до нашей эры) люди научились отливать предметы из бронзы. Вначале это были обычные орудия труда и предметы обихода, но со временем стали создавать произведения искусства.
В археологической коллекции Сургутского художественного музея представлены артефакты средневекового бронзолитейного искусства, которые вдохновили местных художников-скульпторов Алексея и Елену Лавринчук на создание серии современных бронзовых скульптур музейного проекта «АРХЕОарт».
Авторы проекта давно работают с бронзой, она позволяет создавать утончённые, воздушные арт-объекты, в которых можно воплотить сложные мифологические образы.
Изготовление бронзовой скульптуры отличается сложностью. На создание одного изделия требуется не менее двух месяцев.
Этапы создания скульптур проекта «АРХЕОарт»
1. Создание произведения начинается с идеи. Авторы рассматривают археологические предметы, выделяют стилистические особенности, изучают мифологию, научную литературу. Постепенно рождаются новые образы. Художники планируют будущий облик скульптур, разрабатывают эскизы.
2. По эскизу из скульптурного пластилина лепится модель в натуральную величину, учитывая то, что будущая бронзовая скульптура полностью повторит её по форме.
3. С помощью силикона создаётся рабочая матрица с литниками для отливки восковой копии будущего изделия из бронзы.
Пластилиновую скульптуру формуют силиконом и накрывают гипсовым кожухом. Потом в силиконовую форму подается под давлением расправленный воск. Он равномерно заполняет все полости, образуя восковую копию разрабатываемого бронзового изделия.4. Елена и Алексей для своих скульптур используют метод литья по выплавляемым моделям. На восковую модель наносится керамический раствор (шликер) и производится обсыпка огнеупорным кварцевым песком. Требуется нанести 6-10 слоев, каждый из них сушится. Таким образом формируется прочная оболочка, из которой затем выплавляют воск. Данный метод позволяет осуществить литье высокой точности.5. В разогретую готовую форму заливается металл, и сразу помещается в вакуум. Металл формирует в таких условиях идеальную поверхность, плотно прилегая к стенкам формы. Залитые формы охлаждают и затем механическим путем аккуратно разрушают.
7. На завершающей стадии обработки бронзовых скульптур наносится патина (специальное кислотное покрытие), наделяющее бронзу мерцанием и богатством цвета. Различные оттенки достигаются разным составом патины и нагревом поверхности.
Сургутский художественный музей благодарит Алексея и Елену Лавринчук за предоставленные фотоматериалы.