Дорогие друзья! Продолжаем знакомить вас с «золотой коллекцией» Сургутского художественного музея. В собрании музея хранятся графические и живописные произведения начала XX века, авторами которых были театральные художники. Театр в русской культуре – яркое и уникальное явление. Художники работали над оформлением спектаклей в тесном сотрудничестве с режиссером и актерами. Они стремились в образах героев, картинах окружающего мира, природы «выразить невыразимое» – то, что волновало их чувства и чувства их современников. Мастерство, фантазия, художественный вкус помогали создавать великолепные зрелищные действа.

Константин Алексеевич Коровин (1861 – 1939)
Первые шаги в качестве художника-сценографа Константин Коровин сделал в частной опере Саввы Мамонтова, где 15 лет работал над постановками, среди которых оперы «Аида», «Самсон и Далила» и «Хованщина». В дальнейшем Коровин работал в Большом театре над оформлением постановок «Русалка» и «Золотой петушок», а также для Мариинского театра подготовил декорации к опере «Демон».
Но истинным местом отдохновения и радости для художника являлось имение Охотино, приобретенное у Саввы Мамонтова в 1897 году. Константин Коровин построил по своему проекту небольшой домик и с этого времени старался проводить здесь как можно больше времени, уезжая сюда из шумной Москвы, из декорационных мастерских Большого театра, из душных классов Училища живописи, ваяния и зодчества, где преподавал.

5 22

Михаил Павлович Бобышов (1885 – 1964)
Среди замечательных художников театрального декорационного искусства имя Михаила Бобышова занимает одно из почетных мест. Творческий диапазон художника велик – им оформлено более 80 оперных, балетных и драматических спектаклей, поставленных в крупнейших театрах Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, на зарубежных сценах.
Дебют Михаила Бобышова в театре проходил под заметным влиянием творчества художников «Мира искусства», с произведениями которых он познакомился во время Русских театральных сезонов в Париже. Театральные декорации, выполненные по эскизам Александра Бенуа, Льва Бакста, Валентина Серова, Александра Головина, Константина Коровина, произвели на молодого художника неизгладимое впечатление.
Благодаря содействию Сургутского отделения Ханты-Мансийского банка «Возрождение народов Севера» в фонды музея поступил замечательный эскиз большого декоративного панно «Ладья», 1913 года.

 42

Сергей Васильевич Малютин (1859 – 1937)
Театральную тему продолжает эскиз к балету «Жар-птица» Сергея Малютина, русского живописца, портретиста, мастера книжной иллюстрации, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, яркого представителя национально-романтической линии «модерна».
В своем творчестве Сергей Васильевич брал за основу образы народного творчества, избегая при этом слепого копирования традиций народного искусства. Поэтому Малютин считается основателем оригинального русского модерна.
Как сценограф Сергей Малютин сотрудничал с театром Г. Г. Солодовникова, Русской частной оперой С. И. Мамонтова, Мариинском театром в Петербурге. Он создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кащей Бессмертный» и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского, балету «Щелкунчик» П. И. Чайковского и другим.

322

Анатолий Галактионович Петрицкий (1895 – 1964)
Авангардист, сценограф-новатор, живописец Анатолий Петрицкий буквально ворвался в украинский театр на заре его становления, в 1920-е годы, и во многом определил его феноменальный расцвет. В его работах заметен поиск идей и синтез народного творчества с современными тенденциями в искусстве. Художник заложил выразительную национальную основу в оформление театров и спектаклей.
В собрании музея хранятся две работы Анатолия Петрицкого.

 1222
Художник создал искусные коллажи, используя фрагменты бумаги разной фактуры, цвета, с изображением цветочного и этнического орнаментов, шрифтовыми элементами. Геометрические формы в эскизах рождают ощущение ритма. Художник создал мощный эмоциональный эффект и, раскрывая подлинный дух украинского авангарда, одновременно профессионального и примитивистского, конструктивистского и орнаментального, органично соединяет народные мотивы с новыми традициями.
Мы продолжим знакомить с произведениями художников, волею судьбы и силой своего таланта сыгравших важную роль в формировании и развитии современного театра на выставке «Театр одного музея», которая запланирована на 2023 год. А уже сегодня вы можете увидеть произведения Сергея Малютина, Константина Коровина и Михаила Бобышова на выставке «Искусство объединяет».





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения Показать изображения Обычная версия