Дорогие друзья! Продолжаем знакомить вас с «золотой коллекцией» Сургутского художественного музея. В собрании музея хранятся графические и живописные произведения начала XX века, авторами которых были театральные художники. Театр в русской культуре – яркое и уникальное явление. Художники работали над оформлением спектаклей в тесном сотрудничестве с режиссером и актерами. Они стремились в образах героев, картинах окружающего мира, природы «выразить невыразимое» – то, что волновало их чувства и чувства их современников. Мастерство, фантазия, художественный вкус помогали создавать великолепные зрелищные действа. Константин Алексеевич Коровин (1861 – 1939)Первые шаги в качестве художника-сценографа Константин Коровин сделал в частной опере Саввы Мамонтова, где 15 лет работал над постановками, среди которых оперы «Аида», «Самсон и Далила» и «Хованщина». В дальнейшем Коровин работал в Большом театре над оформлением постановок «Русалка» и «Золотой петушок», а также для Мариинского театра подготовил декорации к опере «Демон». Но истинным местом отдохновения и радости для художника являлось имение Охотино, приобретенное у Саввы Мамонтова в 1897 году. Константин Коровин построил по своему проекту небольшой домик и с этого времени старался проводить здесь как можно больше времени, уезжая сюда из шумной Москвы, из декорационных мастерских Большого театра, из душных классов Училища живописи, ваяния и зодчества, где преподавал.
Михаил Павлович Бобышов (1885 – 1964)Среди замечательных художников театрального декорационного искусства имя Михаила Бобышова занимает одно из почетных мест. Творческий диапазон художника велик – им оформлено более 80 оперных, балетных и драматических спектаклей, поставленных в крупнейших театрах Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, на зарубежных сценах.Дебют Михаила Бобышова в театре проходил под заметным влиянием творчества художников «Мира искусства», с произведениями которых он познакомился во время Русских театральных сезонов в Париже. Театральные декорации, выполненные по эскизам Александра Бенуа, Льва Бакста, Валентина Серова, Александра Головина, Константина Коровина, произвели на молодого художника неизгладимое впечатление. Благодаря содействию Сургутского отделения Ханты-Мансийского банка «Возрождение народов Севера» в фонды музея поступил замечательный эскиз большого декоративного панно «Ладья», 1913 года.
Сергей Васильевич Малютин (1859 – 1937)Театральную тему продолжает эскиз к балету «Жар-птица» Сергея Малютина, русского живописца, портретиста, мастера книжной иллюстрации, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, яркого представителя национально-романтической линии «модерна».В своем творчестве Сергей Васильевич брал за основу образы народного творчества, избегая при этом слепого копирования традиций народного искусства. Поэтому Малютин считается основателем оригинального русского модерна.Как сценограф Сергей Малютин сотрудничал с театром Г. Г. Солодовникова, Русской частной оперой С. И. Мамонтова, Мариинском театром в Петербурге. Он создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кащей Бессмертный» и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского, балету «Щелкунчик» П. И. Чайковского и другим.
Анатолий Галактионович Петрицкий (1895 – 1964)Авангардист, сценограф-новатор, живописец Анатолий Петрицкий буквально ворвался в украинский театр на заре его становления, в 1920-е годы, и во многом определил его феноменальный расцвет. В его работах заметен поиск идей и синтез народного творчества с современными тенденциями в искусстве. Художник заложил выразительную национальную основу в оформление театров и спектаклей.В собрании музея хранятся две работы Анатолия Петрицкого. Художник создал искусные коллажи, используя фрагменты бумаги разной фактуры, цвета, с изображением цветочного и этнического орнаментов, шрифтовыми элементами. Геометрические формы в эскизах рождают ощущение ритма. Художник создал мощный эмоциональный эффект и, раскрывая подлинный дух украинского авангарда, одновременно профессионального и примитивистского, конструктивистского и орнаментального, органично соединяет народные мотивы с новыми традициями.Мы продолжим знакомить с произведениями художников, волею судьбы и силой своего таланта сыгравших важную роль в формировании и развитии современного театра на выставке «Театр одного музея», которая запланирована на 2023 год. А уже сегодня вы можете увидеть произведения Сергея Малютина, Константина Коровина и Михаила Бобышова на выставке «Искусство объединяет».