Он был, о море, твой певец!
А.С. Пушкин. К морю

 

5Маринист — «певец моря», так называют художников, которые писали морские пейзажи. Самым знаменитым художником-маринистом в России стал Иван Константинович Айвазовский (настоящее имя — Ованес Айвазян) (1817–1900).
И. К. Айвазовский был одним из немногих художников, получивших признание при жизни.
Метод работы художника определили феноменальная память и богатое воображение: он почти не писал с натуры, работая исключительно в мастерской. «Движение живых стихий неуловимо… – говорил Иван Айвазовский, – писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры».
Иллюзорная точность изображения сочетается у мастера с роман¬тическим ощущением величия и красоты моря. Особенно любимый художником мотив ночного морского пейзажа позволил ему выразить своё отношение к природе как таинственному, прекрасному, полному внутренней жизни миру.
Прозрачности художник достигал, используя технику лессировки, то есть нанося тончайшие слои краски друг на друга. Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными. Именно в результате лессировки изображение приобретает особую прозрачность и магический эффект свечения.
Тема бури не случайна в творческой биографии художника. Во время одного из путешествий его пароход попал в сильный шторм, судно посчитали утонувшим, а художника — погибшим, а в столичных газетах вышли некрологи.
На выставке «Искусство объединяет» представлены две картины из собрания Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. Оба произведения написаны в последние годы жизни художника.Внимательный зритель может заметить, что картина «Буря» имеет свои секреты. Сквозь полотно явственно проступают несколько фигур, одна из которых вполне завершена: отчетливо читаются черты лица и детали костюма. Остаётся загадкой, была ли картина написана поверх холста с другим сюжетом, либо изображенные люди являются частью композиции. Приходите на выставку и решите сами, какая версия вам ближе. А может быть, предложите свою.

 

 ГанзенГанзен Алексей Васильевич (1876-1937) Плеяда художников главного морского штаба России начинается с Ивана Айвазовского, а заканчивается именем его внука — Алексея Ганзена. Из внуков Айвазовского трое стали профессиональными художниками, и только Алексей продолжил начатое знаменитым дедом направление в живописи. Однако техники у них все же разные. В творчестве Алексея Ганзена наблюдается отображение местности с фотографической точностью. Примечательно, что в его картинах не гибли люди. Он изображал бурю, шторм, туман, но не смерть человека.

Прекрасно зная конструкции военных судов, он писал их с «портретным сходством». Он создал альбом «Российский Императорский флот», который включал 25 факсимильных цветных репродукций с акварелей, дающих «изображение различных типов судов русского флота от ботика Петра Великого до современных дредноутов и подводных лодок, а кроме того иллюстрируют главнейшие моменты в жизни корабля и целого флота в мирное и военное время».

 

 

 

  

6Лагорио Лев Феликсович (1826 – 1905) был талантливым художником-пейзажистом, баталистом. Но больше всего он любил писать море. Образ моря стал центральным в произведениях художника, и он по праву занимает одно из ведущих мест среди русских маринистов. Ученик И. Айвазовского и итальянец по происхождению, он родился на берегу Черного моря, в Феодосии. Быть может, этим и объясняется его любовь к морским пейзажам, которую он пронес через всю свою жизнь, уделяя большое внимание изображению различных состояний морской стихии. Рисунок «Парусное судно в море» из собрания Сургутского художественного музея выполнен акварелью в этюдной манере. Непосредственный динамичный сюжет и цветовое решение работы представлено в традициях академической пейзажной живописи. Художник пишет набегающую на прибрежные камни волну, лёгкой игрой кисти передавая трепетное движение зыбкой морской стихии, облако пены и низко бегущие над морем тучи. Любимая тема художника, звучащая в изображении взволнованного состояния моря и примыкающего к нему участка берега, нашла новое прочтение в удивительном по красоте акварельном рисунке, выполненном графитовым карандашом и сепией. Лев Феликсович Лагорио много писал в технике акварели и участвовал в выставках Общества русских акварелистов.
Познакомиться с произведениями можно на выставке «Искусство объединяет» до 6 ноября.

 





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения Показать изображения Обычная версия