По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых эффективных средств выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины. Многие плакаты стали классикой советского искусства.
Плакат как жанр изобразительного искусства появился в середине XIX века и был посвящён важнейшим событиям, происходящим в России и мире. Анализируя историю советского плаката, можно отметить, что развитию этой формы искусства придавалось огромное значение. Общепонятный текст и выразительное изображение пользовались необычайной популярностью, а необходимость в оперативной передаче событийной информации обеспечивало скорость развития советского плаката. Он становился отражением времени и изменений в жизни людей.
ПЛАКАТ [нем. Plakat] – броское изображение, рисунок с кратким пояснительным текстом, выполняющее задачи наглядной агитации и пропаганды, информации, рекламы, инструктажа при обучении. Разновидность художественной графики. Большой толковый словарь русского языка
К особенностям жанра можно отнести следующее:
• Плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем.
Кокорекин А. А. (1906—1959) Плакат «Знамя советское, знамя народное пусть от победы к победе ведет!», 1945 Кокорекин А. А. (1906—1959) Плакат «Знамя советское, знамя народное пусть от победы к победе ведет!», 1945 Кейль А.И. (1902-1975). Плакат «Быть донором - великая честь для патриота!», Кейль А.И. (1902-1975). Плакат «Быть донором - великая честь для патриота!», Дени В.Н. (1893 - 1946) Плакат «Красной армии метла нечисть выметет дотла!», 1943 Дени В.Н. (1893 - 1946) Плакат «Красной армии метла нечисть выметет дотла!», 1943 View the embedded image gallery online at: https://shm-surgut.ru/13-novosti/1526-iskusstvo-plakata-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny#sigProGalleriad285fe80c2
• В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов.
• Особая роль отводится тексту. Он должен быть лаконичным, легко запоминающимся, простым для восприятия. Для текста важными также являются шрифт, расположение, цвет.
Мальцев П.Т. (1907 - 1993). Плакат «Обрушим всю силу…», 1941 Мальцев П.Т. (1907 - 1993). Плакат «Обрушим всю силу…», 1941 Волошин А. О. (1926 – 2012) Плакат «Нашей земли неоглядной», 1941... Волошин А. О. (1926 – 2012) Плакат «Нашей земли неоглядной», 1941... View the embedded image gallery online at: https://shm-surgut.ru/13-novosti/1526-iskusstvo-plakata-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny#sigProGalleriad197069f50
• В плакатах может использоваться также фотография в сочетании с рисунком и живописью.
Маризе М.А. (1902 - 1986). Плакат «На защиту отечества», 1941 Маризе М.А. (1902 - 1986). Плакат «На защиту отечества», 1941 КУКРЫНИКСЫ: Куприянов М.В.; Крылов П.Н.; Соколов Н.А. (1903-1991; 1902-1990; 1903-2000). Рисунок «Арийская порода», 1943 КУКРЫНИКСЫ: Куприянов М.В.; Крылов П.Н.; Соколов Н.А. (1903-1991; 1902-1990; 1903-2000). Рисунок «Арийская порода», 1943 Бочков Феодосий Николаевич (1901-1952), Бойм Соломон Самсонович (1899-1978) Бочков Феодосий Николаевич (1901-1952), Бойм Соломон Самсонович (1899-1978) View the embedded image gallery online at: https://shm-surgut.ru/13-novosti/1526-iskusstvo-plakata-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny#sigProGalleriab9272c9782
Созданием агитационных плакатов занимались талантливые художники, имена которых остались в истории изобразительного искусства советского народа. На выставке Война глазами очевидцев. Фронтовой рисунок и плакат искусство плаката представлено работами таких мастеров, как Соломон Бойм, Феодосий Бочков, Николай Долгоруков, легендарных Кукрыниксов (Михаила Куприянова, Порфирия Крылова, Николая Соколова) - из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и Алексей Кокорекин, Виктор Дени — из коллекции Государственного центрального музея современной истории России.
В своем искусстве они создали величественные и вдохновляющие образы, напряженный сюжет, который взывал к искренним чувствам, а также сопровождали свои произведения фразами, которые запоминались и врезались в память. Без сомнения, искусство агитационного плаката внесло свою лепту в формирование чувства патриотизма людей того времени, ведь недаром пропаганду и агитацию тогда называли третьим фронтом Великой Отечественной войны. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге и решила исход войны.