Выставка «Искусство Союза» представляет основные вехи развития советского изобразительного искусства. Одним из родоначальников русского конструктивизма, направления в советском искусстве 1920-х гг., нашедшего свое отражение в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании, дизайне, был Владимир Евграфович Татлин (1885 – 1953).


Истоки конструктивизма уходят в теорию и практику мастеров русского дореволюционного авангарда. Как и многие художники-авангардисты, Владимир Татлин прошел через увлечение импрессионизмом и другими стилями в живописи, получивших широкую известность на рубеже XIX – XX вв. В 1914 г., вернувшись из Парижа, где В. Татлин открыл для себя творчество Пабло Пикассо, начал создавать контррельефы – абстрактные объемные композиции из контрастирующих материалов (обои, дерево, металл). Так он сделал шаг к конструктивизму – особому виду художественной деятельности для конструирования целесообразных и эстетически совершенных вещей.


Основные идеи конструктивизма были воплощены Владимиром Татлиным в 1919 – 1920 гг. в знаменитой модели памятника III Коммунистического Интернационала, за которой впоследствии закрепилось название «Башня Татлина». По проекту в грандиозном здании-монументе планировалось разместить Всемирный комитет рабоче-крестьянской власти (Коминтерн).

Модель башни представлял собой конструкцию с вращающимися с разной скоростью объемами. На первом уровне – куб, который поворачивался вокруг своей оси со скоростью одного оборота в год и предназначался для конференций и съездов. Над ним размещалась пирамида со скоростью вращения один оборот в месяц. Там должны были располагаться исполнительные органы Интернационала. Следующий уровень – цилиндр, скорость его вращения – один оборот в день, и предназначался он для информационного бюро, издательства, телеграфа и типографии. Четвертый объем – полусфера со скоростью вращения один оборот в час, предположительно, в нем могли быть организованы мастерские художников. Все эти пространства располагались на одной оси и огибала их поднимающаяся ввысь ажурная металлическая сетка.
Башня должна была стать самым высоким сооружением в мире – 400 метров – и символизировать Новое Время. Подобные башни предполагалось построить во всех странах, где победит революция. Макет башни неоднократно выставлялся на выставках, в том числе в Париже в 1924 г.
Башня Татлина, созданная лишь в модели, так и не была построена. Причин было несколько. Во-первых, после нескольких воин и революций все силы были брошены на восстановление разрушенной экономики страны. Во-вторых, к концу 1920-х годов интерес к конструктивизму в советском государстве угасает и начинает формироваться новое направление в искусстве – социалистический реализм.
Созданная Владимиром Татлиным модель является одним из самых узнаваемых символов конструктивизма, вдохновлявшая будущие поколения архитекторов на покорение новых высот. К сожалению, авторский макет, как материальный объект, был утрачен, но архитекторам, художникам и ученым по сохранившимся фотографиям и описаниям удалось создать модели-реконструкции.
Только до 17 июля у посетителей Сургутского художественного музея есть уникальная возможность увидеть воссозданную модель памятника III Коммунистического Интернационала на выставке «Искусство Союза».





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения Показать изображения Обычная версия